Artboard-1-1

Клиника угрей
и реабилитации кожи

м. Павелецкая

м. Академическая

м. Цветной бульвар

Клиника угрей и реабилитации кожи

Десятилетний опыт комплексной терапии вульгарных акне

Популярные статьи

Тамара Корчевая, к.м.н., врач-дерматокосметолог, директор Клиники угрей и реабилитации кожи, Центра лечебной косметологии Даная

beautytimeСпециалисты знают, насколько многообразны связи между болезнями кожи и состоянием внутренних органов. В частности, в одном из случаев рисунок акне на лбу пациента образовал петлю, в точности повторявшую изгиб толстого кишечника, где и находился первичный очаг проблемы. Диагноз был буквально написан на лбу!

Угри как многофакторная проблема обмена веществ

Наряду с поиском средства вечной молодости, поиск лекарства от угревой сыпи был и остается важнейшей проблемой дерматокосметологии. Большинство из нас в юном возрасте в той или иной степени переносит это неприятное явление. Но у некоторых оно протекает настолько тяжело, что способно повлиять на адаптацию молодого человека в обществе.

Принимая больных акне на протяжении десяти лет, я могу констатировать, что заболеваемость угревой сыпью не снижается, несмотря на постоянное пополнение ассортимента косметических и лечебных препаратов. Среди них есть и действительно эффективные средства. Но угревая сыпь — заболевание коварное, и воспалительные явления на поверхности кожи, которые доставляют нашим пациентам столько огорчений — лишь последнее звено в длинной цепочке причин и следствий. И чтобы достичь выраженного клинического эффекта, врачу порой приходится проводить настоящее расследование, прежде чем будет установлен орган — истинный виновник заболевания.

Не углубляясь в специальную терминологию, можно сказать, что причиной акне является то или иное нарушение обмена веществ.

Привилегия юности?

Общепризнанно, что вульгарные (юношеские) угри обусловлены в первую очередь нестабильностью гормонального фона, наблюдающейся в период полового созревания. Не обязательно эти гормональные «взрывы» заявят о себе угревыми высыпаниями. Для этого необходим определенный сопутствующий фактор — повышенная чувствительность кожных рецепторов к андрогенам. При этом относительно небольшие сбои в работе внутренних органов — например, банальный детский дисбактериоз или небольшие отклонения в гинекологической сфере — в сочетании с колебаниями уровня гормонов могут вызвать сильный воспалительный процесс. Такие отклонения не требуют массированного систематического лечения, но все же следует показаться соответствующему врачу. У большинства пациентов в среднем через две недели после начала лечения наступает заметное улучшение. Если в анамнезе присутствует сочетание причин, этот срок может несколько увеличиваться.

Нередко и пациенты, и даже врачи считают, что подростковые акне «со временем сами пройдут», и лечить их не надо. Это глубокое заблуждение! Во-первых, существует немало примеров, когда пубертатные акне сохраняются, когда период пубертата давно миновал. Стоит ли ждать самоизлечения, расходуя на это драгоценное время — молодость? Во-вторых, даже если внешние проявления заболевания исчезли, это, скорее всего, означает, что проблема осталась — изменилась лишь ее локализация.

Как правило, юношеские угри хорошо поддаются терапии, и необходимость в серьезных лечебных мероприятиях может и не возникнуть: чаще всего бывает достаточно хорошо подобранной местной терапии в сочетании с общеукрепляющими средствами.

Акне по-взрослому

Постпубертатные акне — это не только невылеченные подростковые прыщи. Многие пациенты жалуются, что и в юности у них не было таких высыпаний, какие настигают их в 30 или 40 лет. Причины таких поздних угрей более серьезны, ведь к старшему возрасту в организме скапливается букет различных недомоганий. В первую очередь, это гормональные дисфункции — например, последствия аборта или тяжелой беременности. У взрослых пациентов гораздо выше уровень стресса, а это тоже отягчает течение акне. Одним словом, акне взрослых почти всегда служат маркером серьезных внутренних проблем.

Три степени патологии — три подхода

Можно выделить три степени тяжести акне. От того, насколько тяжело протекает заболевание, зависят и лечебные меры.

В легком случае мы наблюдаем склонность, предрасположенность организма к образованию угрей и отдельные угревидные элементы. В этой ситуации рекомендуется обеспечить необходимые меры профилактики: регулярный профессиональный уход, подбор некомедогенных средств, рациональный образ жизни.

В случае средней тяжести мы сталкиваемся с активными высыпаниями. Здесь уже необходимо вести поиск внутренней причины болезни. Как правило, зона недомогания дает знать о себе небольшой, но явной симптоматикой (это могут быть запоры, отрыжка, бели и т. д.). Здесь уже требуется легкая медицинская коррекция, направленная в первую очередь на слабый орган (режим, диета, гомеопатические средства, биологически активные добавки).

Наконец, в наиболее тяжелом случае мы имеем дело с длительно существующими — возможно, постпубертатными — акне, плохо поддающимися лечению и склонными к рецидивам. Если, несмотря на все лечебные воздействия, проблема сохраняется — необходима серьезная диагностика в условиях косметологической клиники. Возможно, для уяснения клинической картины и выбора тактики лечения придется привлечь врачей других специальностей.

С чего начать?

Интересно, что сходным образом — в виде акне — могут заявлять о себе сопутствующие нарушения различной локализации (патологии желудочно-кишечного тракта, ЛОР-органов, суставов). Это означает, что кожа часто выступает как «орган-мишень», который манифестирует внешне незаметные расстройства внутренних систем. Длительно существующие акне, как правило, указывают на скрытый очаг хронической дисфункции. Пользуясь терминами антигомотоксической теории (см. Ki № 1/04), можно сказать, что организм пытается вывести наружу те токсины, которые депонированы внутри: продукты патологического распада белков, метаболизма бактерий и пр. Кожа берет на себя роль альтернативного органа выведения, который отчасти разгружает почки и ЖКТ от задачи выведения токсинов. Можно спорить, хорошо это или плохо, но это физиологически обусловлено.

Шаг первый: диагностика

Мы используем в своей практике электропунктурную диагностику по Р. Фоллю. К сожалению, этот метод отчасти дискредитирован из-за неверного,упрощенного подхода. Важно правильно интерпретировать результаты первичной Фолль-диагностики. Зачастую ее данные имитируют проблемы во многих органах и системах, что служит ошибочным основанием направить пациента сразу ко многим специалистам. В действительности, как правило, большая часть диагностируемых проблем — «наведенные», то есть они представляют собой нарушения — следствия основной дисфункции. Ситуацию можно сравнить с общим задымлением при пожаре: дым повсюду, и из-за этого не видно источника возгорания. Задача врача на этом этапе — «разогнать дым», то есть общеукрепляющими и дренажными средствами улучшить косвенные показатели, что позволяет на следующих этапах тестирования выявить истинную причину нарушений.

Наконец, для правильной оценки данных Фолль-диагностики требуется хорошее понимание патофизиологических процессов и клиническое мышление, чтобы составить полную картину нарушений в организме.

Интересно, что рефлексологи — специалисты по Фолль-диагностике — во многих случаях подтверждают существование тонких взаимосвязей между органами, много веков назад постулированных китайской медициной. Например, в нашей практике был случай, когда рисунок акне на лбу пациента образовывал петлю, в точности повторявшую изгиб толстого кишечника, где и находился первичный очаг проблемы. Диагноз был буквально написан на лбу!

Что внутри?

Какие внутренние проблемы чаще всего обнаруживаются у пациентов с акне? В первую очередь, это патологии желудочно-кишечного тракта (дисбактериоз, лямблиоз, дискинезия желчевыводящих путей, глистные инвазии, колиты). Вследствие этих нарушений снижается иммунитет, что наряду с пубертатной нестабильностью гормонального фона способно спровоцировать настоящий «взрыв» акне.

Вторая по частоте локализация хронической инфекции, обуславливающей развитие акне, — мочеполовая сфера. Причиной акне могут быть дисфункции разной природы — инфекции, кисты, неправильное развитие органов.

В некоторых случаях приходится привлекать таких, на первый взгляд, далеких от дерматологии специалистов, как отоларинголог или ортопед. Ведь течение акне может осложнить даже воспаление миндалин. Или, например, деформация суставов стоп вызывает нарушение осанки, отсюда — шейный остеохондроз, нарушение кровоснабжения нижней трети лица и в результате — серая, землистая кожа с упорными акне.

Поэтому успех лечения акне зависит, в первую очередь, от того, удастся ли организовать эффективное общение специалистов разного медицинского профиля. В своей работе мы стремимся сплотить специалистов в единую команду. Вместо того, чтобы посылать к специалистам «вообще», мы стремимся выращивать собственные кадры, работающие в контексте кожных патологий. Например, гастроэнтеролог у нас занимается именно проблемами ЖКТ в связи с угревой сыпью. По такому же принципу работают наши партнеры — гинекологи и эндокринологи. В последнее время мы с успехом применяем методики, рассматривающие организм как единое целое: например, гомеопатию или гирудорефлексотерапию.

Не панацея, но система

В настоящее время наблюдается бум препаратов, призванных излечить угревую сыпь. В любой аптеке вам предложат их не менее десятка. При этом средство, которое после однократного приема избавит пациента от всех проявлений акне, по-прежнему остается недостижимой мечтой. Врачи и пациенты с надеждой обращаются к каждой новинке, появляющейся на рынке, что впоследствии нередко оборачивается разочарованием. Между тем, гораздо целесообразнее было бы, не ожидая чуда, постараться понять механизм действия каждого препарата и найти ему правильное место в комплексной терапии.

Все препараты можно условно разделить на две большие группы: фармацевтические и косметические (или парафармацевтические). Из препаратов первой группы врач «конструирует» схему лечения в каждом конкретном случае. При этом необходимо помнить, что каждый препарат воздействует на свое звено патогенеза и имеет свою «изюминку». Назначение вторых — вспомогательный уход, поддержание кожи в хорошем состоянии поеле того, как лечебный эффект достигнут.

При остром процессе первостепенная задача врача — снять воспаление. С этой целью мы применяем антибактериальные препараты: зинерит (цинк с эритромицином), базирон (в него входит бензоилпероксид, а также смягчающие, увлажняющие добавки), OXY-5, 0XY-10, далацин-Т, делекс-акне. Последний препарат интересен тем, что содержит серу, угнетающую развитие клещей демодекса, и быстро снимает воспаление.

Когда острый воспалительный процесс купирован, остается проблема ликвидации глубоких пробок. В этот момент мы назначаем кератолитики. Ими могут быть такие местные ретиноиды, как дифферин (в гелевой форме на начальной стадии, позже — в виде крема), третиноин. Дифферин (адапален) интересен своей способностью «вытягивать» глубокие закупорки сальной железы.

При необходимости мы назначаем и ретиноид системного действия — роаккутан. Мы отнюдь не считаем его «препаратом отчаяния», страх врачей и пациентов перед его применением недостаточно обоснован.

Наконец, на следующем этапе, когда кожа в целом очистилась, встает задача реабилитации. Для этого мы применяем скинорен, который удаляет последние воспалительные элементы и помогает окончательно «навести лоск», придать коже гладкий и здоровый вид. Этот препарат выравнивает поверхность кожи, регулирует ее кислотность. Кроме того, он обладает легким отбеливающим действием, позволяющим избавиться от нередко встречающейся посттравматической пигментации. (Являясь блокатором тирозиназы, он ингибирует процесс патологического мела-носинтеза. Его действие является избирательным — здоровый, физиологичный загар и веснушки не страдают). Наконец, это просто комфортное профилактическое средство, которое удобно наносить под ежедневный макияж. В отличие от многих других средств, скинорен не вызывает шелушения и других заметных явлений — можно сказать, он делает свое дело тайно.

Для молодых людей, страдающих вульгарными угрями, их болезнь — в первую очередь, психическая травма. Она нарушает их социальную адаптацию, сокращает возможностивыбора профессии, мешает выстраивать гармоничные отношения с противоположным полом. В некоторых случаях требуется помощь не только дерматолога но и психолога.

Согласно М. А. Розентулу, клещ Demodex folliculorum (угревая железница) не обнаруживается на коже детей до 3 лет, в возрасте 10 лет им инфицированы примерно 11% детей, а к 35 годам — 56% населения. При этом на коже пациентов, страдающих акне, клещ присутствует практически всегда в численности больше 5 особей/см2. В небольшом количестве клещ может считаться сапрофитом, но если его количество увеличивается, то он становится патогенным фактором. Щелочная, жирная кожа, с одной стороны, предрасполагает к размножению демодекса. С другой стороны, его выделения дополнительно усиливают воспаление: образуется порочный круг. Когда к бактериальному обсеменению Propionbacteria acne и стафилококком присоединяется демодекс, это может стать последней каплей, провоцирующей массированные угревые высыпания. Несомненно, демодекс является ведущим фактором развития розовых угрей (розацеа).

 

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных